
– Как на ваш взгляд, принятие постановления Кабмина отразится на волонтерском движении?
– Вооруженным Силам Украины помогают не только благотворительные фонды, но и волонтеры (волонтер – физическое лицо, добровольно осуществляет социально направленную некоммерческую деятельность путем предоставления волонтерской помощи,статья 7 ЗУ "О волонтерской деятельности"), которые собирают средства на электронные карточки и имеют на это законное право, при условии, что внесены в Реестр волонтеров АТО и могут осуществлять деятельность без договора с благотворительной организацией. Данное постановление ограничивает их права помогать военнослужащим, т.к. предусматривает, что публичный сбор средств может осуществляться либо в интересах благотворительной организации, либо Минобороны. При разработке данного порядка Кабинет Министр не учел деятельность благотворителей-физических лиц, т.е. волонтеров.
– Одной из мотиваций принятия этого решение было "пресекать злоупотребления и не целевое использование средств". Так ли это? Насколько велика проблема злоупотреблений в этой сфере?
– Постановление было принято в соответствии с частью 8 статьи 7 ЗУ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" с целью урегулирования механизма публичного сбора средств для помощи украинской армии. На сегодняшний день, мы действительно наблюдаем проблему злоупотребления добротой и доверием граждан и под предлогом помощи армии регистрируются благотворительные организации, которые, в основном, собирают средства с помощью копилок. В действующем законодательстве отсутствуют прямые нормы, предусматривающие ответственность за нецелевое использование средств, поэтому мы и наблюдаем злоупотребления.
– Я общалась с Минобороны по поводу отчетности сборов 565. Они считают, что не обязаны отчитываться перед общественностью, и это является государственной тайной. На мой взгляд, это не правильно. Если общественность собирала средства на нужды армии, она обязана быть проинформирована, куда потрачены деньги. Что вы думаете?
– Согласно части 6 статьи 6 ЗУ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, благотворитель или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за целевым использованием благотворительного пожертвования. Право проверять целевое использование благотворительных средств прямо закреплено законом, и Министерство обороны не вправе запретить проверить благотворителям, на какие цели были потрачены их средства, ни о какой государственной тайне и речи быть не может. Данный ответ не соответствует нормам действующего законодательства. Попросите официальный ответ с подписью должностного лица, вряд ли они письменно Вам подтвердят, что это государственная тайна.
– Уровень доверия граждан к госучреждениям (к Минобороны в том числе) очень низок. Не отразится ли постановление КМ на гражданской активности?
– Порядок устанавливает дополнительные условия для благотворительных организаций при подготовке документов и отчетов. Доверие граждан с каждым днем падает вне зависимости от того, есть Постановление, или нет его. Быстрее, если граждане будут проинформированы о нем и о том, что отчеты о собранных благотворительных средствах благотворительные организации обязаны публиковать на сайте, смогут больше довериться. Но следует отметить, что обязанность публиковать отчеты Министерством обороны не предусмотрена. Также ответственность за нарушение данного постановления законодательно так и не урегулирована.
Вопросы задавала Светлана Хисамова, Уфонд
Отвечала Лариса Жигун, координатор адвокаси-кампаний Украинского форума благотворителей